Пратьяхара и Крия Йога

Пратяяхара (Пралайя) — (санскр. pratyahara - отбрасывание, отклонение, уклонение от конкретного объекта мысли или абстрагирование) — это особое, измененное, состояние сознания, соответствующее пятой ступени классической восьмиступенчатой Йогитехника отвлечения чувств от объектов, на которые они направлены. Удержание состояния «Здесь и сейчас»

Отключение (пратьяхара) есть то, благодаря чему чувства, не входят в контакт со своими объектами, но следуют природе ума. Процесс пратьяхары состоит в обращении ума внутрь, прочь от внешних объектов. Это ведет к полному господству над чувствами (индриями).  Индрии (чувства), надо тщательно контролировать путем вивеки (различения) и вайрагьи (не-привязанности) — двойного таланта данного исключительно человеку. Пратьяхара является «негативной» концентрацией. С ее помощью достигается полное физическое и психическое расслабление. При глубоком расслаблении достигается выключение работы органов чувств. Подобное расслабление достигнуть нелегко. Его можно получить только при помощи активного самовнушения во время процедуры расслабления тела и только в результате многократных тренировок. С течением времени происходит автоматическое достижение этого состояния. 

Поэтично говорится о Пратьяхаре в «Тирумандираме»:
 «Шаг за шагом практикуй отвлечение Ума И смотри вовнутрь;
 Одно за другим, много хорошего ты видишь внутри.
 И да сможешь затем ты встретить Владыку Сейчас и здесь, внизу.
 Того, кого древняя Веда всё ещё ищет Повсюду»

Крия йога — это очень мудрый метод гармонизации и синхронизации естественных сил и энергий человеческого существа. Различные аспекты человеческой личности направляются в русло самопознания таким образом, что текут только в позитивных направлениях, без каких-либо препятствий. Какие бы эмоции вы не имели, что бы в вас не господствовало, интеллект ли, эмоции миролюбия, агрессии или какие-либо еще — все они направляются в русло позитивной работы.
Физические, психические и ментальные силы, сплавляясь вместе в едином потоке, текут совместно в постоянном и мощном ритме, делая практикующего очень чувствительным к глубинным аспектам внутренней человеческой натуры, внутреннего человеческого естества. Практикующий начинает вибрировать и вступать в резонанс с глубинными силами, которые ведут к тонкому восприятию, неизвестному ему ранее.

Позволим себе аналогию. Наводнения случаются, естественно, в определенные сезоны года. Воды, вызываемые наводнением, текут в наиболее приемлемых каналах, руслах и направлениях. Внутренняя энергия воды движет их непременно к морю, и если построены соответствующие протоки, запруды, плотины там, где надо, то согласно с турбоэлектрическим принципом машин, подобная энергия может быть использована с конструктивными целями. Может быть выработана электрическая энергия, а на поля подана вода. И как мы видим, никаких особых изменений во внутренних энергиях воды не произошло, просто они были трансформированы приемлемыми методами в новые, более выгодные формы.

То же самое делает крия йога и относительно человеческого существа. Она просто использует, обновляет и канализирует уже существующую энергию для пробуждения человеческого естества. Ничего нового не продуцируется, скорее тому, что уже есть, позволяют расцвести и раскрыться.
Крия йога — это метод трансмутации, метод алхимии, это философский камень или, в конце концов, нечто подобное. Он трансмутирует исходный материал в золото, а грубое человеческое существо трансмутирует в чистое, лучащееся и естественное существо.
Исполняя крия йогу, аспирант становится мандалой (психическим магнитом)... фокусом для более тонких энергий, и все его существо становится магическим кристаллом. Эта мандала ведет к обретению главного сокровища его внутреннего мира. 

Со дня нашего рождения мы устроены так, что постоянно замкнуты в своих ощущениях на внешний мир и верим, что он является единственной реальностью. Вся наша мотивация идет прямо от внешних ощущений и переживаний, а в результате нам становится достаточно трудно познать свое внутреннее существо. Это первая преграда в постижении йоги, и она крайне трудна для преодоления. Привычку легко приобрести, но трудно утратить.
Ум устроен таким образом, чтобы получать сигналы, приходящие к нам из внешнего мира, и отвечать на них. Он развернут в сторону внешнего стимулирования, а так как внешний мир постоянно занимает наши органы чувств, то и наш ум оказывается постоянно занятым.

Действие же пратьяхары направлено в сферу прекращения состыковки сознания с чувственными органами. И это, как следствие, вызывает осознание своего внутреннего существа. Сознание подобно капризному ребенку: оно всегда делает противное тому, что вы хотите, а посему, как уже случалось не раз, многие люди, прилагая крайние усилия для того, чтобы отсоединиться от внешнего мира, стать независимым по отношению к нему, из-за своих крайних усилий получали совершенно противоположный результат. Вместо отсоединения от внешнего мира, они получали еще большую привязанность. Зачастую это ведет к расстройствам и прекращению работы и, как следствие, к все большему самокопанию и самоуглублению. Крия йога предписывает разрешение этой проблемы в своей уникальной, но весьма простой и доступной манере. Она, крия йога, призывает войти в дом нашего сознания через обратный вход, то есть в первой группе крий не делается никаких попыток как-то обуздать или обрубить связи с внешним стимулированием. Предписывается, чтобы даже глаза, которые получают огромное внешнее воздействие, остались открытыми на протяжении всех ранних крий. Это кажется логически противоестественным, но на деле приносит свои результаты и ведет к осознанию своего внутреннего существа. Практикующий, исполняя крий, позволяет появляться чувству внешнего раздражения, не обращая на него какого-либо особого внимания, просто наблюдая его проистечение. Через некоторое время наше сознание обратится внутрь естественно и спонтанно.

Отключиться от внешних факторов - это на значит сосредоточиться на внутренних проблемах и конфликтах

Отключение от внешних источников стимулирования, однако, несет свои собственные проблемы и зачастую приводит к обратному крену — полному сосредоточению на внутренних мыслительных процессах и психических проблемах. У людей обычно существует предубеждение, что сознание находится где-то в глубине этих явлений, и, следовательно, отсоединение сознания от внешнего мира ведет к воссоединению и идентификации с истинным сознанием. Практикующий начинает в очередной раз размышлять о своих личных проблемах, страхах, конфликтах или погружается в какие-то планы, иллюзии и тому подобное. В данном случае человек подобен пчеле, которая с громадным трудом вытащила себя из липкого меда с одной стороны кувшина, а теперь залетает с другой стороны, думая, что сейчас уж все будет в порядке. И таким образом освобождение практикующимся от внешней зависимости приводит к противоположному уклону — как говорится, из огня да в полымя. Так что тот, кто хочет получить реальное продвижение в йоге, должен постараться избегнуть как одного, так и другого процесса.

Многие люди пробуют медитировать

Они закрывают глаза, стараются отключить внешний мир и тут же переполняются подсознательными мыслями и психическими видениями. Это не так чтобы слишком плохо на ранних стадиях йогической практики. И, даже более того, может быть полезным в том смысле, что происходит изживание негативных раздражающих самскар нашего подсознания. Но в дальнейшем же практикующий должен выйти из-под обаяния этого мира, мира внутренних подсознательных чувств. Ему необходимо будет подняться на грань между идой и пингалей, встав на путь сушумны. Это приведет практикующего к верному исполнению пратьяхары, а затем, соответственно, и дхараны. Особенностью софистического подхода крия йоги является то, что она говорит о необходимости нахождения баланса между обращённостью во внешний мир (мир внешних объектов, отвлекающих сознание) и мир внутренний (мир, который погружен в разного рода психические видения и сновидческие картинки). Такой подход автоматически приводит к фиксированию сознания на сушумне. На ранних практиках, как уже объяснялось выше, глаза бывают открытыми в продолжение некоторого времени, затем они закрываются. Это позволяет сознанию практикующего придерживаться некоего срединного пути, ибо закрытые глаза имеют тенденцию сбить практикующего на путь самокопания и самоуглубления, в то время как открытые глаза — на путь отвлечения сознания внешними раздражителями. В конце концов, тактика открытых-закрытых глаз приводит к нахождению некоторого рода точки равновесия и автоматически начинающейся получаться дхаране, а дхарана — это, собственно говоря, уже входные ворота в дхьяну.
В большинстве йогических практик есть общая тенденция закрывать глаза, когда идет медитативная практика, а это легко приводит к сонливости, особенно среди начинающих. Некоторые системы, такие, как допустим, дзен-буддизм, практикуют медитацию с открытыми глазами, чтобы лишить себя этой возможности, а также самокопания и самоуглубления. Но это, с другой стороны, также создает определенные проблемы для новичков, ибо их глаза постоянно блуждают по раздражителям внешнего мира. Крия йога придерживается равновесия между этими двумя крайностями. Глаза то открываются, то закрываются через определенные промежутки времени, а это приводит к фантастическим результатам. Систематическое и качественное же занятие пратьяхарой в свою очередь приводит непосредственно к дхаране.

 

Download SocComments v1.3
 

Warning: session_write_close() [function.session-write-close]: write failed: Disk quota exceeded (122) in /home/yogaluga/yoga-lugansk.com.ua/www/libraries/joomla/session/session.php on line 598

Warning: session_write_close() [function.session-write-close]: Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/home/yogaluga/.system/tmp) in /home/yogaluga/yoga-lugansk.com.ua/www/libraries/joomla/session/session.php on line 598