Правильная поза для занятий пранаямой


В пранаяме грудина и ребра более подвижны, чем спина.

Руки должны быть пассивны и расслаблены. Не напрягайте их и не поднимайте вверх или назад. Если они напряжены, то теряют чувствительность.

В начале занятия пранаямой выделяется слюна. Сглатывайте ее после выдоха, но не перед вдохом, и никогда — во время задержки. Не напрягайте язык и не давите им на зубы и небо, а сохраняйте его и горло расслабленными.

Пранаяму следует выполнять с закрытыми глазами. Закрывайте глаза мягко и смотрите вовнутрь, вниз на сердце, не напрягая глазные яблоки. Это внутреннее наблюдение или ощущение дает возможность наиболее ясно осознавать происходящие процессы поступления и усвоения энергии.

Открытые глаза дают «пищу» зрению, а значит, запускают мыслительный процесс и отвлекают внимание. Лишь один раз на долю секунды откройте глаза, для того чтобы проверить свою позу и исправить какие-либо недостатки.

Сохраняйте внутренний слух достаточно активным. Настройтесь на вибрации вдоха и выдоха и на беззвучное состояние задержки.

Кожа является источником восприятия. Поддерживайте постоянную и согласованную связь между ее движениями с внутренней осознанностью на про­тяжении всей практики дыхания.

В начале практики пранаямы появляется испарина, но затем исчезает.

Сохраняйте сознание восприимчивым и наблюдающим. Используйте его для стимулирования работы легких, в то же время не задействуя его в этой работе, чтобы не было мыслей, связанных с оценкой работы легких, усвоения энергии и т. п., в противном случае вы не сможете наблюдать за про­цессом дыхания.

Пранаяма пассивна (тамас), когда туловище и позвоночник вялые, и слишком активна (раджас), когда в нее вовлечен ум. Пранаяма обретает необхо­димые качества (сатва) только тогда, когда туловище прямо, ум восприимчив и сознание бдительно.

Сначала овладейте пранаямой с равной продолжительностью вдоха, выдоха и задержки, перед тем как приступить к дыханию с различным соотноше­нием и продолжительностью этих трех фаз.

Пранаяма, выполняемая после асан, не приносит вреда, однако она не может быть выполнена должным образом после напряженных асан. Реко­мендуется практиковать асаны и пранаямы в разное время. Идеальный вариант: утром — праная-ма, вечером — асаны.

Не практикуйте пранаяму, когда ум или тело вялы или подавлены.

Не выполняйте задержку дыхания на вдохе, когда повышена чувствительность мозга, так как он может пострадать от неожиданных беспокойств, а также перед сном, поскольку пранаяма приносит бодрость. Вместо этого практикуйте пранаяму без задержки дыхания или с «задумчивой» внешней задержкой (самопроизвольная задержка дыхания на выдохе, о которой ранее рассказывалось в методике Бутейко). В обоих случаях она располагает ко сну.

Сразу после занятий пранаямой не начинайте активную деятельность. Расслабьтесь на некоторое время и отдохните в позе «трупа» или позе «кроко­дила».

Не практикуйте пранаяму сразу после еды или когда вы голодны. В последнем случае можно выпить чашку чая или сока. Между едой и пранаямой должно' пройти от 4 до 6 часов, после практики можно есть через полчаса.

Не приступайте к практике задержки дыхания в слишком раннем возрасте, начинайте с 16 или 18 лет, иначе лицо преждевременно постареет.

Неверная практика порождает напряжение лицевых мышц, беспокоит ум и способствует болезням.

Поза «трупа» наиболее подходящая для отдыха после занятий пранаямой.

Если пранаяма практикуется правильно, то исчезают болезни и приходит состояние благополучия, просветления и покоя.

В период беременности женщина может выполнять все виды пранаямы, кроме капалабхати, бха-стрики; не следует также делать длительные за­держки дыхания на вдохе и на выдохе с уддийяной (специальный «замок» для удержания энергии). Весьма благотворны пранаямы удджайи, вилома, сурья бхедана, чандра бхедана и нади садхана. Через месяц после родов выполняйте асаны и пранаямы с самого начала и постепенно увеличивайте время и количество упражнений.

Практика пранаям во время менструаций не несет опасности. Следует исключить лишь уддийяну (специальный «замок», который будет описан далее).

Если в практике пранаям тело разогревается, то на день приостановите занятия. Вотрите масло в голову, колени, подошвы и тело. Через некоторое время примите горячую ванну, а после нее отдохните в расслабленной позе в течение 15 минут. Тело станет прохладным, на следующий день можно продолжить практику.

Во время выполнения пранаямы следите за положением тела. Разверните плечи в направлении от шеи в обе стороны. Опустите их насколько возможно низко и держите параллельно полу. Плечи во время практики пранаямы имеют тенденцию двигаться вверх, к ушам. Сознательно и постоянно выверяйте их положение. Это заставляет локти быть ближе к земле и обеспечивает равномерное натяжение и длину верхней части рук спереди и сзади. Не двигайте локтями в направлении плеч.

Никогда не держите голову прямо, за исключением лежачего положения. Делайте подбородочный замок таким образом, чтобы макушка головы не под­нималась, а оставалась в одном и том же положении в течение всей практики пранаямы. Это устраняет препятствия в энергетических каналах двух нади, расположенных по обе стороны переносицы. Сужение переносицы, жесткость горла и зажатость задней части шеи указывает на неверное положение головы. Чтобы исправить положение головы, освободите внутреннее напряжение горла, расслабьте область верхней губы и обратите глазные яблоки вниз.

Расслабьте кожу головы и сохраняйте пассивность нервов, сознание при этом остается спокойным и устойчивым. Никогда не напрягайте и не под­нимайте кожу над висками. Не сжимайте губы, держите их расслабленными, а утлы губ — мягкими.

Язык держите пассивным и расслабленным, лежащим на нижнем небе. Следите за тем, чтобы его кончик не касался верхнего неба или зубов. Не стис­кивайте челюсти и не двигайте языком во время вдоха, выдоха или задержки дыхания, иначе появится слюноотделение. Однако когда вы начинаете практику пранаямы, слюна будет накапливаться. Не беспокойтесь, проглотите ее перед тем, как сделать новый вдох. Если вы будете держать язык пассивным, слюнотечение постепенно прекратится.

Держите кончик носа и переносицу направленными на грудину, не наклоняя при этом голову в сторону. Кончик носа имеет тенденцию подниматься при вдохе, поэтому будьте внимательны и намеренно держите переносицу направленной вниз. Если переносица или кончик носа поднимаются, звук ды­хания становится грубым.

Если во время практики пранаямы в сидячей позе кожа вокруг висков движется по направлению к ушам, это означает, что мозг находится под давлением; если же кожа движется к глазам — мозг в покое. В положениях лежа кожа вокруг висков движется к ушам, а не к глазам.

Обратите взгляд вовнутрь, как бы смотря с закрытыми глазами на что-то позади себя. Глаза могут казаться широко открытыми, хотя взгляд направлен вовнутрь. Зрачки стремятся двигаться вверх и вниз, когда вы вдыхаете и выдыхаете. Попытайтесь остановить это, так как движения зрачков имеют тенденцию порождать активность в мозгу.

Стоит только векам опуститься, как наступает вялость. В тот момент, когда зрачки начинают «бегать», возникает возбуждение, мысли мечутся, внимание рассеивается. При полном расслаблении ничего подобного не происходит.

Когда ресницы не сомкнуты, мозг активен и не расслаблен. Если же надбровные дуги напряжеьы, то брови в этом месте будут топорщиться, как в гневе, но если брови гладкие, мозг спокоен.

Ушные отверстия на одинаковом уровне и на одинаковом расстоянии от верхушек плеч. Уши во время занятий должны слушать звук дыхания. Не сжимайте челюсти, так как это закрепощает область вокруг ушей и блокирует их, создавая ощущение тяжести и внутреннего зуда.

Особое внимание обратите на точку, где каналы тонкой энергии, исходящие от глаз, ушей и легких, пересекаются в центре мозга и позади глаз. Это центр, откуда эти энергии контролируются. В этом месте начинается контроль дыхания.

Когда поза сидя правильна, устойчива и уравновешенна, эмоции находятся под контролем.

Сознание как будто плывет. Не ощущается напряжения, и, следовательно, не тратится впустую энергия. Если лобная часть мозга поднята вверх, то бу­дут ощущаться раздражение и напряжение. Если голова наклонена в сторону, то с другой стороны будет ощущаться тяжесть, нарушающая равнове­сие.

Пранаяма не может стать всепоглощающей, пока ум и тело лишь учатся воспринимать поток дыхания. Благодаря искренним усилиям и упорству ум человека, занимающегося пранаямой, становится восприимчивым к регулируемому потоку дыхания. Постепенно он начинает понимать красоту праная­мы и спустя годы практики сможет по достоинству оценить ее.

Практика пранаямы не должна быть механической. Сознание должно сохранять бодрость, чтобы исправлять и выверять положение тела и течение дыхания. Невозможно практиковать пранаяму усилием воли, не должно быть никакой навязчивой дисциплины. Важнейшие факторы — полная воспри­имчивость ума и интеллекта.

Во время практики асан движение исходит от знакомого нам физического тела к незнакомому энергетическому телу. В пранаяме движение происходит от энергетического тела к физическому телу — изнутри наружу.

Download SocComments v1.3
 

Warning: session_write_close() [function.session-write-close]: write failed: Disk quota exceeded (122) in /home/yogaluga/yoga-lugansk.com.ua/www/libraries/joomla/session/session.php on line 598

Warning: session_write_close() [function.session-write-close]: Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/home/yogaluga/.system/tmp) in /home/yogaluga/yoga-lugansk.com.ua/www/libraries/joomla/session/session.php on line 598