Шаоча / Шауча (Очищение)

Один из принципов Ниямы – Шауча (соблюдение чистоты – как тела, так и ума). Регулярное и грамотное выполнение шаткарм позволяет поддерживать тело в состоянии чистоты и гармонии. Шаткармы обеспечивают поддержание внутренней гигиены тела, повышение иммунитета, улучшение обмена веществ, оптимизацию работы всех органов и систем человеческого тела. Их цель - сбалансировать доши или 3 физиологических принципа - энергии, которые присутствуют в теле каждого человека. Их уникальное сочетание определяет вкусы, пристрастия, конституцию, поведение каждого индивидуума. Если они находятся в равновесии это здоровье. Любое отклонение ведет к болезни. На грубом физическом уровне доши можно представить как воздух, желчь и слизь. Скажем, при практике дхаути засунув бинт в желудок первый раз, вы обязательно отрыгнете. Это вата или воздух. У вас потекут слезы, сопли, и весь бинт будет в слизи. Это слизь или капха. И с бинтом вы из себя извлечете слизь и желчь или питта. Когда вы делаете это упражнение месяц и больше, то убедитесь, что количество выделений уменьшилось, ум прояснился, кожа очистилась, дыхание посвежело и, главное, прошли застарелые расстройства в организме. Почему? - Потому что доши (капха, пита и вата, или слизь, желчь и воздух) уравновесились. В Хатха Йога Прадипика говорится: "При избытке жира и слизи (дисбаланс дош) практикуют Шаткармы перед пранаямами. Всем остальным, у кого мокрота, ветер и желчь (доши) сбалансированы их делать не нужно. Т.е. условием прекращения выполнения или неиспользования шаткарм является баланс дош. Сбалансированные пропорции трех дош помогут телу правильно функционировать, но, если имеет место избыток одного из них или недостаток другого, то в результате перегревания или недостаточного нагревания тела возникают болезни. Внутреннее состояние организма зависит от нашего ментального состояния и окружающей среды. Для тех, кто живет в большом городе, особенно полезно чистить свой организм изнутри, для этого и существуют шаткармы. Но кроме очистительного эффекта эти упражнения, несомненно, дают и выраженный энергетический эффект, также шаткармы меняют качества ума, делая его более устойчивым и подконтрольным.

Традиционно выделяют шесть основных видов Шаткарм:

1. Тратака — практика пристального созерцания объекта.
2. Нети — процесс промывания и очищения носовых проходов (существуют различные методы).
3. Капалабхати — методика очищения передней доли головного мозга.
4. Дхаути — ряд техник очищения всего пищеварительного тракта, начиная от ротовой полости до ануса. Эта система включает в себя также очищение глаз, ушей, зубов, языка и кожи головы.
5. Наули — очень эффективный способ укрепления органов брюшной полости путем массирования их особым образом.
6. Басти — методика промывания и тонизирования толстой кишки.


1. Тратака

Длительная фиксация внимания на на пламени свечи, на кончике носа, на небе, на звездах и т.д. Очищаются нади головы.  Взгляд становится чище.  

2. Нети

Джала нети - промывание носа водой с использованием специальногососуда (нети-пот) или маленького заварочного чайника.Температуру воды и ее соленость варьируютв зависимости от ситуации. Для получения терапевтического эффекта  воду используют сильно теплую, солености морской воды(соль морская или комбинация из поваренной соли, питьевой соды и пары ккпель йода). Для психоэнергетического эффекта используют холодную пресную воду. Можно втягивать воду носом из блюдца или ладоней, но это чревато неприятными последствиями, особенно для людей вайю-конституции.
Сутра нети - протягивание шнурка через нос, но если шнурка подходящего нет,то подойдет катетер медицинский или пасик магнитофонный. Берете катетер (2 - 3 мм в диаметре, 4 - 5 мм при длительной практике) и постепенно засовываете его в нос. Потом конец достаете из горла. И двигаете туда-сюда. Так делается много раз, но очень бережно -  слизистая в носу очень ранимая. После этого ополоснуть холодной водой. Кажется, процедура просто очищает стенки носа, но нет - пробуждает центр бинду и другие полезные центры. Ум становится ясный.

3. Капалапхати

Является также частью пранаямы, когда делается  пассивный вдох и активный выдох. Очищает пазухи носа, осветляет сознание,дыхание становится легче, тише, прана в теле ощущается и течет свободней.

4. Дхаути 

Вамана-дхаути или  Кунджаля - "слон"  - натощак выпивается такое количество воды, чтобы наполнить желудок доверху. Выполняется наули, и затем вызывается  рвота. Лучше использовать подсоленную и подкисленную лимонным соком воду. "Кунджаля" означает "слон". Такое необычное название вызвано тем, что вода из желудка после его промывания извергается струей, подобно тому, как слон втягивает через хобот воду и выпускает ее обратно, что позволяет ему поддерживать здоровье. Йоги обратили на это внимание и включили эту процедуру в Крия Йогу. В некоторых литературных источниках ее называют "Гаджакарани" или "Вамана-дхаоти".
Вастра-дхаути
-  заглатывание тонкой полоски материи. Для дхаути подходит бинт медицинский 4м на 10см, никакой синтетики и чтобы нитки не выскакивали. Берем две кружки с водой: в одной смачиваем бинт, из другой запиваем. Кладем как можно дальше на язык смоченный кончик бинта, который можно подсолить, подсластить, и начинаем пальцами заводить его по языку вглубь. Делается, конечно, все это с утра на голодный желудок. Сначала будет трудно. Рвоты не будет - желудок пустой. И, если раз не получилось, оставьте до следующего дня.Множественные попытки не приветствуются - горло можно поцарапать. И еще, важно глубоко  дышать и расслабиться. Дыхание помогает также определить, если бинт не в то горло пошел. В любом случае, ничего страшного, тут же закашляетесь и он выскочит. Как только удалось заглотнуть чуть-чуть, значит процесс пошел. Каждый раз отмеряете на 10 см больше, чем вчера и глотаете
понемногу, смачивая, и запивая водой. Когда весь заглотнули, снаружи оставьте маленький кусочек, чтобы было за что вытягивать. Если проглотили весь - не беда, выпейте стакан подсоленой воды и засуньте два пальца в рот, стараясь стимулировать позывы к рвоте, пока конец бинта не выйдет наружу. Когда бинт внутри - можно сделать  наули несколько раз, потом посидеть, отдохнуть, посморкаться и утереть слезы. Сидеть больше 15-20 минут не рекомендуется, т.к. бинт начинает всасываться в кишечник. После этого тяните обратно. Тяните мягко. Засовывали то чистый бинт, а достаете грязный. Могут возникнуть спазмы в горле. В случае спазма - не рвите бинт на себя, так можно поранить горло, а посидите спокойно и подышите, все пройдет - это же мышцы, они отпустят. Как отпустило, тянем дальше. После употребления бинт помыть и прокипятить. Настроение становиться классное, глаза горят, мысль в голове звенит, тонус в теле повышенный.

5. Наули -  "трубка"

Эти три техники (наули, дхаути и уддияну) лучше рассматривать вместе. Цель - пищеварительный огонь. Очень  важная часть практики, краеугольная. Мы есть то, что мы едим.  Описание йога: кожа чистая, дыхание свежее, голос сладкий  мелодичный, взор ясный, осмысленный, ум острый, пытливый. Сначала осваивают уддияну. Выбираем оптимальное количество втягиваний на одну задержку дыхания. Допустим 20, но может быть 15, 25, 30. Главное, чтобы было комфортно. И делаем так, чтобы в сумме  получилось, скажем, 100 или 200 втягиваний, т.е. при 20 втягиваниях н одну задержку дыхания получится 5 подходов, чтобы достичь 100 в сумме. Делаем два раза в день. Потом каждую неделю добавляем по сотне. Пока не будет 1500-2500 в сумме в день. Делаем так два месяца. Потом, убавляя уддияну, добавляем наули, пока наули полностью не вытеснит уддияну. Делается все на голодный желудок, скажем, утром перед завтраком и вечером перед ужином или обедом для тех, кто ест 2 раза в день.

В этом упражнении добиваются выборочного напряжения прямых мышц живота. Вначале левой прямой мышцы живота ("Вама Наоли"), потом правой прямой мышцы живота ("Дакшина Наоли"), затем обеих прямых мышц живота ("Мадхьяма Наоли"). 
После этого совершают волнообразные движения прямыми мышцами живота, поочередно напрягая сначала левую мышцу, потом обе мышцы, затем правую и снова левую мышцу, и так несколько десятков раз. Затем такие же движения производят в обратном порядке, начав с правой прямой мышцы. Эти манипуляции изменяют внутрибрюшное давление, улучшают кровообращение, тонизируют нервные сплетения и осуществляют мощный массаж органов таза и брюшной полости.

6. Басти

Или ваджроли - это техники всасывания воды анусом и половым органом. Осваиваются только тогда, когда идеально освоены уддияна и наули.  Фокус в том, что для втягивания воды в кишечник наули надо вращать  слева направо, для выведения воды - справа налево. Суть этих практик в тренировке умения возгонять энергию праны из нижних  центров в верхние, повышении циркуляции крови в тазовой и  нижнебрюшной областях. Когда прана свободно и без препятствий движется от промежности до макушки, только тогда можно начинать разговоры о энергии Кундалини.

Download SocComments v1.3
 

Warning: session_write_close() [function.session-write-close]: write failed: Disk quota exceeded (122) in /home/yogaluga/yoga-lugansk.com.ua/www/libraries/joomla/session/session.php on line 598

Warning: session_write_close() [function.session-write-close]: Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/home/yogaluga/.system/tmp) in /home/yogaluga/yoga-lugansk.com.ua/www/libraries/joomla/session/session.php on line 598