Дхарана и концентрация на Бога

Дхарана – это прикладываемое, делаемое, а дхьяна – это то, что случается. Дхьяна не делается, она происходит.

Когда мы делаем крию, например пранаяму, то наблюдаем дыхание, это дхарана. Наступает момент, когда дыхание пропадает. Подобно этому с помощью дхараны может наступить ситуация, когда осознание тела и осознание мыслей также уходят. Такое со-стояние «отсутствия» называется уже дхъяна. Оно случается. Оно не привносится и не наводится.

Дхарана делается на что-то или для чего-то. Все мы выполняем её на чакры или на дыхание, а дхьяна ни на что не выполняется.

Но я бы не советовал вам концентрироваться на каком-либо идоле, поскольку его образ зафиксируется в вашем ментале. Такое происходит с большинством садхаков (практикующих). Рама Кришна Парамаханса мог видеть Мата Кали (богиню гнева). Есть и другие люди, способные видеть многих богов и божеств. Но всё это представления ума. У Параматмы нет лица. Её нельзя увидеть. С ней можно только слиться, стать ею.

В случае Рамакришны Парамахансы, монах Тота Рам ткнул его в лоб осколком стекла, чтобы вытряхнуть из ума зафиксированный в нём образ Кали, а результатом было мгновенное самадхи. В тот день Рамакришна впервые осознал истинную природу Бога -после того, как он сломал оковы собственного воображения.

Бог за пределом форм и проявлений. Вам надо слиться с Богом подобно капле воды, упавшей в океан. Тогда то, что вы переживёте, и будет переживание Бога.

Любые формы, будь то Бог, Гуру, божества – это последнее препятствие для садхаков, и если перестанут концентрироваться на них, то капля сольётся с океаном.

Медитировать и обрести Господа нетрудно при условии, что преграды вроде идолов или любых религиозных организаций и их писаний удалены. Тогда вы и войдёте в самадхи.

Если вы говорите: «Был свет, но победила тьма», то это глупое высказывание, поскольку если приходит свет, то тьма уходит. Между ними нет борьбы. Когда духовность проявляется, мирское уходит прочь.

Мои усилия в том, чтобы пробудить в вас духовное пламя. Там, где появляется истина, фальшь уходит. Когда появляется любовь, ненависть исчезает. А где проявляется ненасилие, там насилию нет места.

Многие люди приходят ко мне с жалобой, что раньше они могли медитировать, видеть бога, чувствовать его, а теперь такое не происходит. Но правда в другом. Если истина проявилась внутри вас, вы сможете и дальше развиваться. Вы никогда не теряете то, что уже проявилось. Если вы осознаете истину, то никогда не утеряете такое осознание, поскольку вы её уже познали, постигли и реализовали. То, что постигли потерять невозможно.

Так что же происходит? На самом деле вы ошибочно понимаете под богом ранее усвоенный, выученный благодаря образованию, писаниям и собственным санскарам [связям из прошлого] образ. Приобретённые вами привычки, образ мыслей и так называе-мое знание не есть истина. Это только ваши санскары.

Истинный саньяси ни на что не реагирует, поскольку у него нет пристрастий, и ничто не влияет на него. У всего есть своё место. Стены дома на своём месте, коврик на своём. Если они не проникают в мою читту (сознание), то я остаюсь незатронутым. Я далеко от этого. Я свободен. Я не говорю вам бежать от ситуации.

Только слабый так поступает, а я не хочу, чтобы вы были слабыми. Я хочу, чтобы вы преобразовали себя. Тапас (аскеза) не есть истязание тела. Это изменение отношения, это трансформация ума.

Если вы сбежите от чего-то, оно ещё сильнее врежется вам в память. Также как вы чаще вспоминаете тех, кто вдали от вас. Думаете ли вы о тех, кто рядом. В основном нет.

Тапас – это способ осознать истину. Здесь не подразумевается пытка тела. Настоящий тапасви тот, кто начинает познавать себя ради себя самого. Ему не нужно место на небесах.

Рага – это желание что-то обрести, вираг – желание избавиться от этого, а витрагта – это состояние, когда всё это становится бессмысленным. К витраги приходит истинное счастье, потому что все его привязанности разрушены.

Однажды султан подарил бриллиант Камалу, сыну Кабира. Увидев бриллиант, Кабир воскликнул: «Ты не мог найти и принести сюда ничего полезного»? Кабир был витраги.

Есть два типа людей. Кто-то хорошо ест и счастлив этим; кто-то вообще не ест и тоже счастлив. Но счастье тех и других связано с телом. У второго типа счастье связано с душой. Они и ведут себя как саньяси.

С очищения начинается единение, слияние с Богом. С очищением приходит блаженство. Оно относится к не-мирскому, к божественному. Это не слияние: в божественном нет слияния, нет единения с Богом.

Через очищение мы начинаем видеть Бога, но не сливаемся с Ним. Очищение поворачивает нас к Богу, заставляет нас смотреть в Его сторону. Это состояние сампрагьят самадхи. Его можно достичь через крии (специальные йогические техники).

Сначала мы распознаём Истину, что является следствием чистоты, а потом становимся Истиной. Это и есть Тишина, Ничто (Шунья). А после тишины уже Слияние. Но сначала чистота тела, чистота мыслей, чистота чувств.

Постоянно практикуя правильную осознанность приходишь к моменту, когда ложная индентификация исчезнет. Тогда вы поймете, что вы не тело. Но для этого надо практиковать правильное осознание всех действий и функций тела, надо правильно наблюдать, правильно инспектировать все реакции тела.

Все ваши грехи, все ваши ошибки в жизни связанны с телом. Все они из-за вашей связи с этим телом. И когда к вам придет понимание, что вы не тело, тогда исчезнет сама возможность появления каких-либо неприятностей в жизни [и, как следствие, не будет и ошибок].

Прекращение отождествления себя с телом самое удивительное событие в жизни!

Тогда вы познаете тишину тела. Тогда вы утвердитесь в постоянной Стит Прагья (мудрости). Когда вы становитесь наблюдателем себя, в вас заработают два отдельных канала: 1) первый - тот, кто ест, смотрит и выполняет любые действия - делатель; 2) второй - отстранённый драшта (наблюдатель). Он ничего не делает, он за всем наблюдает.

Истина заключается в том, что тот, кто делает, это не вы. А тот, кто смотрит, это вы. Кто ест, тот не вы, а кто смотрит, как едят, тот вы.

Когда вы становитесь полностью осознанным, мысли застывают. Когда это случается, вы понимаете, что делатель и наблюдатель – это два разных элемента.

Вам не следует оставаться думателем (тем, кто «делает думанье», - в терминах йоги), вам следует оставаться наблюдателем.

Риши (святые) были наблюдателями. Ганди, Махавир и Будда – все были наблюдателями. Они не были мыслителями.

Думатель – это обычный человек. Тот, кто думает, тот не знает. Тот, кто знает, тот не думает; он смотрит, ему становится видно, он видит (получает даршан).

Смысл такого даршана в наблюдении мыслей внутри себя: садясь или вставая, спя или бодрствуя, какая бы мысль внутри вас ни протекала, наблюдайте её и не давайте ей увлечь вас. В вас должно быть два отдельных потока. Один – ваши мысли; пусть они те-кут своим чередом. И второй – даршан (наблюдение).

В обычном человеке всё время работает только поток мыслей. В случае сидха всегда есть только поток наблюдения, только даршан. У садхака есть оба канала: мыслей и наблюдения. То, что наблюдает мысли – это вивека (различение). Оно должно быть пробуждено.

Пример освещения дхараны из современной книги «Психотерапия», выпущенной под редакцией проф. Рожнова. 

 «Тесно переплетается с пратьяхарой дхарана — «фиксирование ума на определенной точке» (С. Радхакришнан, 1852), упражнения в планомерной сосредоточенности, которыё существенно не отличаются от приемов пратьяхары, Дхарана — это пратьяхара на объект, в чувствование в объект. Выполнение упражнений в дхаране тесно связано с дыханием; чем более человек погружается в конкретное ощущение, например, кончика носа, и сосредотачивает на нем внимание, тем более замедляется дыхание, часто вплоть до ощущения остановки. С удлинением выдоха степень сосредоточенности постепенно усиливается, достигая максимума в момент задержки дыхания. Интенсивность концентрации на ощущении идет волнами, связанными с фазами дыхания. Выравнивая фазы дыхания, можно управлять процессом концентрации. На стадии дхараны можно придумать множество конкретных упражнений, здесь рекомендации врача становятся все более индивидуальными, неопределенными, сложными.»
О дхаране в древней литературе приводится мало сведений. По всей вероятности это объясняется тем, что таинства передачи ее основ шло непосредственно от учителя к ученику. Однако сам принцип дхараны имеет огромное значение, так как служит основой: мечтаний, чувственного вчитывания в книги, осознанного сновидения, бхати йоги, тантры и религиозной жизни.
Борис Сахаров в своей книге «Открытие третьего глаза о дхаране пишет следующее:
«Древние тексты как правило содержат лишь краткие афористические высказывания, а практические указания передаются непосредственно от мастера к ученику.
Поэтому мы делаем доброе дело, прибегнув к более точному изучению этих кратких теоретических направлений.
Так как понятия “концентрация” и “медитация” часто смешиваются между собой теми, которые пытаются учить других, сначала мы должны овладеть оригиналом слова ДХАРАНА. Характерно, что западная различная литература и большинство переводов пользуются лишь изредка выражением “ДХАРАНА” (концентрация), а чаще исключительно словом “ДХЬЯНА“ (медитация). Однако этого условия достаточно, чтобы повсюду в переводах слова “сконцентрироваться” заменяются на “углубиться в размышление” и т. д., что, как мы увидим дальше, имеет существенное различие.
Во-первых, нет “концентрации мышления”, как это обычно стараются говорить, а мыслительной субстанции (ЧИТТА). Это является в то же время основным принципом и главной практикой всей ЙОГИ, которая есть, как это гласит вводное научное определение Патанджали: “…не возникновение волн (т. е. мыслей) в сфере мышления (САНТА)” (“ЙОГА СУТРА”, I, 2). Второе, и это раскрывает собственно секрет практического выполнения – ДХАРАНА становится вровень с понятием БАНДХА (“смычка”). А БАНДХА – это комбинация позы тела с концентрацией и затаиванием дыхания.. Поэтому при любой из пяти ДХАРАНА МУДР (упражнений на концентрацию) звучит одна и та же формула: “…ПРАНУ (дыхание) и ЧИТТУ (сознание) заставь расслабить на 5 гхатик (т. е. на 2 часа).”. …
Распыленность мыслительного принципа как препятствие к концентрации может быть изгнана посредством упражнения (в концентрации) на одном объекте (“ЙОГА СУТРА”, I, 32). И как первое упражнение концентрации он рекомендует: “Концентрация на восприятии чувств, происходящих от функций (органов чувств), воздействует на сосредоточение принципа мышления на объекте концентрации” (“ЙОГА СУТРА”, I, 35). …
Как она выполняется? Имеется пять органов чувств и, соответственно, пять упражнений концентрации:
1. На чувстве обоняние (кончик носа).
2. На чувстве вкуса (кончик языка).
3. На чувстве осязания (середина языка).
4. На чувстве слуха (корень языка).
5. На чувстве зрения (мягкое нёбо).
Это порядок очередности по принципу возрастания трудности.
Не обязательно выполнять все 5 ДХАРАН одну за другой, чтобы достичь “статичности принципа мышления” (концентрации), но нужно предпринимать одно из этих упражнений и довести его до успешного выполнения. А успехом является необычное восприятие, расширение соответствующей возможности восприятия избранного органа чувства. …
Но нужно упражняться ежедневно (вполне достаточно одного раза в день) без каких-либо пропусков. Если будет пропущен хотя бы один день, нить концентрации обрывается и нужно начинать все сначала..»
Дхарана есть «лезвие бритвы» - «Не мир Я вам принес, но Меч!». Дело в том, что еще в индуизме отмечалось, что путь от «Тьмы» к «Свету» идет дорогой только через «Страсть». Человек, родившись в этом мире, окунается в мир страстей. Но мир страстей характеризуется его двойственностью, как бы делясь на мир добра и мир зла.
Основой аврамических религий, как мы знаем, является требование осуществления таинства «обрезания крайней плоти» или «крещения в воде» (так как крайняя плоть – тело человека принадлежит к духовной стихии воды). Это таинство обусловлено жизнью иври – еврея – грешного человека в мире страстей. Инструментом этого таинства «обрезания» и является дхарана. В ее задачу входит преобразование привычек человека, ежегодное уничтожение квасного теста – хамец, перед празднованием праздника пасхи. Т.е. вывода человека не только из «Тьмы», ибо еврей и отличается от гоя или язычника именно тем, что он уже вышел из этой «Тьмы», но и из «Страстей» обусловленных миром зла.
Суть ее заключается в том, чтобы «отвернуться» от восьми неправедных противоположностей, и повернуться к восьми праведным: взгляду, мышлению, речи, доброму делу, образу, стремлению, воспоминанию и медитативному размышлению о Господе, Его Творении и Его Законах.
«А кто обратил свое лицо к Аллаху и творит добро, тот ухватился за надежную опору. К Аллаху – завершение дел!»
(Коран 31:21)
А это все можно выполнить только при изучении и анализе Священных текстов Писаний.

Download SocComments v1.3
 

Warning: session_write_close() [function.session-write-close]: write failed: Disk quota exceeded (122) in /home/yogaluga/yoga-lugansk.com.ua/www/libraries/joomla/session/session.php on line 598

Warning: session_write_close() [function.session-write-close]: Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/home/yogaluga/.system/tmp) in /home/yogaluga/yoga-lugansk.com.ua/www/libraries/joomla/session/session.php on line 598